Ветеран обеих чеченских войн Аркадий Бабченко, в недавнем прошлом специальный корреспондент «Новой газеты», наверное, единственный, кто пришел не с улицы в журналистику, а наоборот – из журналистики на улицу. Его блог давно стал одним из самых популярных в Рунете – именно там Бабченко публикует свои репортажи из горящего Стамбула и там же просит читателей перечислять ему деньги за работу. Пока хватает только на макароны, признается журналист, зато никто не указывает, как и о чем писать.
- В какой-то момент я понял, что между мной и читателем совершенно не нужен редактор. Если я пропускаю запятые, это не имеет значения. Во всех СМИ, даже абсолютно независимых, есть своя редакционная политика. Я хотел писать, не подстраиваясь ни под какую редакционную политику. Еще есть дурацкое слово «формат». Ты пишешь текст, отсылаешь, а тебе говорят: это не наш формат. На мой взгляд, текст бывает либо хороший, либо плохой. Мне все это надоело, и год назад я после поездки в Южную Осетию просто вывесил репортаж в ЖЖ и внизу написал, что если кому-то понравилось, то можно прислать мне денег.
Экономическая модель эта, прямо скажем, не ахти: на жизнь и макароны хватает, а машину или холодильник, если сломается, купить не смогу. Я зарабатываю в минимуме рублей 500 - 800 за текст. В максимуме, если попаду в струю, могу заработать тысяч 40–60, но это разовый случай. Очень удачным был, например, репортаж про поездку в Астрахань с поющими десантниками. Но такие тексты не сможешь выдавать каждый день – их в месяц выходит два-три. В среднем в месяц получается около тридцати тысяч. На командировки таким способом пока заработать невозможно, единственная командировка у меня была в Турцию. У меня 10 тысяч читателей в ЖЖ и 10 тысяч в Facebook, но переводят деньги как правило всего два-три десятка человек, максимально - сто-двести
В финансовом плане это, конечно, провис, хотя, с другой стороны, в тех местах, где я работал, денег не платили никогда. Зато я себя чувствую абсолютно в своей тарелке, никто мозг не клюет, я никому ничего не должен, не вскакиваю по ночам, потому что дедлайн. Гражданская журналистика оказалась обалденно честной: за халтуру никто не платит, надо реально работать. Если в редакции можно подхалтурить, кое-как отработать информационный повод, побыть подставкой для штатива, то у нас ни фига подобного – за это не платят. Надо самому съездить в Турцию, там в тюрьме посидеть, написать об этом. Пресс-карты дают больше защищенности, но накладывают ограничения.
( Read more... )